Понедельник, 29.04.2024, 21:54        Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
                                                                 
                                          Сайт учителя начальных классов

<>                                         Сиразетдиновой Ляйсан Зуфаровны
                                                        
          
HTML формы

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы » Окружающий мир

Поурочное планирование и методический комментарий по окружающему миру (Виноградова, 2 класс, 1 полугодие)

2 КЛАСС

 

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

 

Тема "Что тебя окружает" (уроки № 1 – 2)

 

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Методы и приемы

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Что такое окружающий мир

 

 

 

 

 

 

Бывают ли на свете чудеса

 

 

Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество.

 

 

 

 

 

 

В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие».

Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.

Минутка игры.

Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса».

Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента  стихотворения " Н. Юрковой "Чудо" (учебник, ч.1, с.12)

 

 

Методический комментарий

Цель первого урока – уточнение понятий, которые уже встречались детям в первом классе: "объект природы", "объект живой (неживой) природы", "изделие". Одновременно с термином «объект» вы можете ввести термин «тело», не требуя от детей его запоминания: они просто усваивают то, что любой объект окружающего мира является телом. Особое внимание вы уделяете установлению различий в понятиях «природа» и «общество». Этому способствует рассматривание рисунка-схемы в учебнике (учебник, ч.1, с. 4 - 5). В результате обсуждения учащиеся должны понять следующее:

а) к природе относятся объекты (тела) неживой и живой природы. Человек -  тоже тело живой природы, но его можно рассматривать отдельно, как особо организованный объект природы;

б) к обществу относятся люди, предметы их трудовой деятельности.

В записную книжку учителя

Казалось бы, различить живую и неживую природу просто: объект (тело) живой природы растет, питается, дышит, дает потомство, умирает. Все, что относят к неживой природе, не обладает этими свойствами. Но ученые спорят: всегда ли надежны эти признаки? Растут кристаллы, текут реки, волнуется море, дышат вулканы, рождаются горы… Но для всех очевидно, что жизнь -  это особый способ существования тел, основой которого является постоянный обмен веществами и энергией и упорядоченность, то есть строгий порядок в системе. Помните, английскую песенку про яйцо Шалтая-Болтая, который свалился во сне со стены, и вся королевская конница и вся королевская рать не могли его собрать. Вот так образно можно представить картину порядка (внутри сырого яйца все упорядочено) и картину беспорядка (разбитое сырое яйцо не удастся собрать в прежнюю форму).

Сравнение объектов природы и изделий, созданных человеком, детям легче осуществлять в процессе игры. Задание целесообразно сформулировать так: «Разделите все эти объекты (предметы, тела) на две группы: в одной будут природные объекты, а в другой -  то, что создано человеком». Напомним вам, что не нужно задавать детям вопрос «Что лишнее?», иначе они могут пойти по ложному пути: любой объект по какому-то признаку (иногда несущественному) может быть лишним. А в данном случае необходимо, чтобы дети классифицировали предметы по существенному отличию – природный объект и изделие. Можно предложить второклассникам и такое задание: «Если я называю объект природы, то вы поднимаете зеленый треугольник, а если изделие, предмет труда человека, то красный круг».

С интересом выполняют дети задания в учебнике (ч.1, с.6), цель которых -  найти ошибку. Вот как проходил этот момент урока в одной из школ г. Самары.

 

Учитель. Правильны ли эти высказывания?

·       Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – все это неживая природа.

Учащиеся. Здесь ошибка. Ведь грибы – это живая природа. Это, наверное, растение.

А мне кажется, что грибы -  это животные.

Учитель: Что такое грибы, мы узнаем позже. Пока скажу только одно: грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Ясно, что грибы – часть живой природы.

·       Птицы, рыбы, земноводные, звери, пресмыкающиеся, насекомые – все это животные.

Есть ли в этом высказывании ошибки?

Учащиеся. Я думаю, что насекомые – не животные, а просто насекомые. Животные – только дикие звери.

Это все неправильно. Все, кто живет, называется животными: и звери, и насекомые, и лягушки, и крокодилы.

Учитель. Кто же прав? Давайте обратимся к учебнику. Прочитаем, что написано в рубрике «Проверь себя».

Учащиеся. Это высказывание верное.

 

По такому же сценарию идет решение задач, содержанием которых являются социальные объекты и явления. Эти задания труднее, т.к. дети должны обсудить достаточно сложные нравственно-этические проблемы: является ли класс, компания друзей, коллектив сотрудников частью общества; может ли человек жить один -  без друзей, родных, близких.

Прочитав вывод  в учебнике (ч.1, с.7),  учащиеся в обобщенной форме запомнят характеристику понятия «окружающий мир».

Частью урока может быть минутка игры. Используйте ее для активизации познавательной деятельности тех учащихся, которые не очень инициативны (не поднимают руки, не участвуют в учебном диалоге, часто отмалчиваются). Игровая ситуация позволит им проявить свою активность (материал для игровой минутки представлен в учебнике, ч.1, с. 8 -9).

Следующий урок (№ 2) посвящается теме «Бывают ли на свете чудеса?». Его цель -  развитие наблюдательности учащихся, понимание того, что чудеса рядом и повсюду, только их нужно уметь замечать. Результат  поиска – рождаемое наблюдением чувство удивления. Вот это удивление вы и должны вызвать у ваших учащихся.

Используйте на уроке фотографии, слайды, диафильмы – все, что возможно в условиях вашего класса, чтобы показать удивительные стороны окружающего мира.

В записную книжку учителя

Попробуйте разыскать в библиотеке замечательную книгу-альбом Леха Вильчека «Красочные встречи» (перевод с польского К.Нагурны; Варшава: Спорт и туризм, 1965, 1971, 1989).  На фотографиях, включенных в  эту книгу,  представлены объекты природы. Они даны с увеличением, в таких неожиданных ракурсах и положениях, что вызывают  чувство изумления и восхищения красотами природы, а ведь ненаблюдательный человек часто проходит мимо них. Эта книга поможет вам интересно организовать урок, показав красоту природных объектов. Вот что пишет автор во введении к книге о ее назначении: «…в человеке всегда дремлет желание поделиться с другими всем тем красивым, что ему удалось увидеть. И, кроме того, это же действительно интересно: запечатлеть на долгие годы то, что в действительности существует так до тревожного кратко. Даже если это освещенная солнцем бабочка, сидящая на яблоке»(1).

_____________

1

   Вильчек Л. Красочные встречи / Пер. с польского К. Нагурны. – Варшава, 1989.  – С. 5.

 

Подберите иллюстрации таким образом, чтобы можно было разделить по группам чудеса природы, которые будут рассматривать дети: «чудеса воды», «подводный мир», «чудеса земли», «чудо огнедышащих гор» и др. Подготовить эту часть урока вам поможет книга «Чудеса природы. Самые красивые и знаменитые» (М.: Мир энциклопедий Аванта+ :  Астрель, 2007).

Следующая часть урока – работа с рубрикой «Обсудим вместе». Цель этой деятельности второклассников – формирование умений вести учебный диалог – слушать вопрос и ответ, высказывать свое мнение, доказывать, убеждать. Дети рассматривают рисунки в учебнике (ч.1, с.11) и обсуждают вопрос:  «Можно ли считать чудом такие изобретения человека, как телефон и телевизор, космический корабль и телескоп, компьютер и микроскоп?". Пусть дети смело и открыто выскажут свои мнения, очень хорошо, если они будут различными – это даст вам возможность организовать диспут, небольшой спор, а учащимся -  учиться вести его. Результатом этого учебного диалога будет вывод: труд человека тоже делает чудеса. Это в первую очередь относится к техническим открытиям.

В записную книжку учителя

Это было в VI веке до н.э., во времена правления царя Навуходоносора. Столица халдейской империи Вавилон достиг своего могущества. Вавилон располагался на реке Евфрат, его охранные стены поднимались на высоту до 100м и были такими широкими, что по ним могли проехать свободно две колесницы. Навуходоносор был женат на персидской царевне Семирамиде. По его приказу для любимой жены был создан огромный чудесный сад, который располагался на четырех ярусах. Это было прекрасное зрелище, особенно  на фоне выжженной солнцем долины, в которой располагался Вавилон. Ярусы садов поддерживали колонны, высота которых была 25м. Здесь на огромных каменных плитах, покрытых земляными подушками, росли тысячи растений. Это был первый в мире ботанический сад, где были собраны растения из разных уголков халдейской империи. Все, кто видел «висячие сады» Семирамиды, сравнивали это чудо света с цветущей горой, на которой рядами росли деревья, кустарники, цветущие травы; здесь были небольшие  искусственные  водопады, миниатюрные водоемы. До  наших дней сохранился только холм с обломками кирпичей, да осколки изразцов.

"Висячие сады" Семирамиды – чудо природы, созданное трудом людей.

Чтение и обсуждение стихотворения «Чудо» завершит этот урок.

 Скачать (doc)


окружающий мир программа  рабочие программы по окружающему миру  рабочая программа фгос окружающий мир Виноградова программа Виноградовой Виноградова скачать

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: Ляйсан (17.08.2018)
Просмотров: 8125 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024