«Как сконструировать учебное занятие, ставить цели в обучении и планировать педагогическую деятельность?»
В свете современных представлений структуру учебного занятия можно представить следующим образом:
Итак, начнем по порядку, с первого этапа…
1. Постановка целей и планирование.
Мы приведем два разных определения планирования для того, чтобы суть этого понятия стала яснее.
Планирование - это постановка реальной и конкретной цели и определение шагов ее реализации во времени с учетом возможностей (личных, тех, от кого это зависит) и объективных обстоятельств. При изменении объективных обстоятельств или возможностей происходит корректировка плана.
Планирование — это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и другие, с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организации в регионе, стране или в мире поставленных перед собой целей.
Нам нужно планировать, потому что:
§ мы хотим предвидеть и действовать, опережая время;
§ мы можем избежать ошибок и использовать возможности;
§ мы устраняем неопределенность;
§ мы точно определяем цель и действия по их достижению;
Есть несколько форм планирования в педагогике (в зависимости от длительности планового периода):
Стратегическое планирование – это определение глобальных проблем, которые должны быть решены (или циклически решаться) для достижения поставленных целей. Продвижение на каждом участке планируется исходя из особенностей участка и называется тактическим планированием.
Тактическое планирование – это распределение по времени и средствам.
Оперативное планирование – внесение корректив в содержание и технику с учетом изменившихся объективных обстоятельств.
Ситуационное планирование - реакция на то, что произошло только что.
Планирование включает этапы:
· Постановка целей. Цели должны быть сконцентрированы на самом важном.
· Определение исходных предпосылок. Это то, что уже имеется и способствует постановке целей. Это объективно и реально, а также жизненно важно для любой цели.
· Выявление альтернатив. Они выявляются разными методами:
1) Простым набором на основании опросов или высказываний.
2) Путем обсуждения выдвинутых проблем в малых группах.
· Выбор наилучшей альтернативы. Для этого рассматриваются все возможные варианты реализации плана и выбирается лучший
· Ввод и исполнение плана. Альтернатива не может сама привести к желаемому результату. Она должна пройти испытание делом, а потом уже занять достойное место в плане. Далее план должен быть преобразован в логическую последовательность действий, направленных на достижение цели. Далее учитель обязан прозондировать подготовленный план на предмет его эффективности.
Общие принципы планирования
§ Наметьте конкретные действия по реализации цели.
§ Учтите фактор времени
§ Примите во внимание объективные обстоятельства
§ Выберите стратегию для урока исходя из цели
§ Сделайте конспект урока
§ Проанализируйте конспект
§ Подготовьте все необходимые материалы к уроку
А этот материал - интересное дополнение к вопросу о планировании
Существует интересная система планирования - система управления временем, создание которой приписывают Бенджамину Франклину.
Визуально в адаптированном для педагогического процесса виде эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. Эту пирамиду лучше применять при планировании целых учебных курсов . Скачать методическое пособие (полная версия)
![](/novyj_risunok_1.bmp)