Понедельник, 29.04.2024, 22:21        Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
                                                                 
                                          Сайт учителя начальных классов

<>                                         Сиразетдиновой Ляйсан Зуфаровны
                                                        
          
HTML формы

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы » Окружающий мир

Урок окружающего мира "Твои помощники-органы чувств" (1 класс, "Начальная школа 21 века")

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

по образовательной системе «Начальная школа XXI  века»

 

Тема:  «Твои помощники – органы чувств»

 

Автор:   Сиразетдинова Ляйсан Зуфаровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский МР Туймазинский район РБ

 

Цель: познакомить детей с органами чувств  и их значением для человека.

Задачи:    

Образовательные задачи:

  • положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
  • показать роль и специфику разных органов чувств;
  • расширить и углубить знания о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие задачи:

  • развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
  • развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • содействовать развитию творческой личности;
  • прививать бережное отношение к своему организму;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 
  • воспитывать культуру поведения при групповой работе.

 

Планируемые результаты: 

Предметные УУД:

  • иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

·                   исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

·                   узнать роль и специфику разных органов чувств;

  • уметь объяснять значение терминов «помощник». «органы чувств»;
  • работать в группе, с карточкой;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
  • ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала,

·                   находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·                   работать по предложенному плану, инструкции;

·                   высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Личностные УУД:

  • Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
  • ответственно относиться к собственному здоровью

Коммуникативные УУД:

·                   уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

·                   владеть  диалогической формой речи

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

Методы:  беседа, наблюдение, исследование, логические рассуждения.

Тип урока:  усвоение новых знаний

Вид урока: урок – исследование.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений. 

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук), презентация, материалы для  экспериментов (3 стакана с  простой, соленой, сладкой водой; 3 стакана с запахами лука, чеснока, духов; коробка с колокольчиком, мешочек с предметами внутри (ключи, карандаш, яблоко, ложка, шишка), гуашь,  кисти, непроливайка, альбомные листы, карточки с заданиями, схема «Правила работы в группе», рисунок человечка, фломастеры.

 

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)

Ход урока.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

 

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Организационный  момент. Эмоциональный настрой на урок 

-Здравствуйте, мои дорогие любители окружающего мира!

– Скажите, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

(диалог учителя и учащихся).

 

II.Актуализация знаний и умений.

 

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира.  Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

 

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

 

-У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук.

III.Постановка  учебной  проблемы.

 

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

 

 

 

 

- Как, одним словом можем назвать эти органы?

- Если бы не было глаз, мы бы не смогли видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу. Если бы у нас не было носа, то мы не смогли бы дышать, не различали бы запахи. Рот нужен нам для еды.
Человеку нужны уши, иначе бы он ничего не слышал.

-Органы чувств

IV.Постановка учебной задачи.

 

- -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

 - Какая у нас будет тема урока?

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

 

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

 

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

 

 

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

 

-Органы чувств

 

-«Органы чувств»

 

 

-Познакомиться с органами чувств.

-Узнать, как они работают.

 

-Почему органы чувств называют нашими помощниками?

-Для чего нам нужны органы чувств?

-Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.

V. Формирование новых знаний и умений. Совместное открытие знаний.

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы –  пять групп молодых учёных - исследователей.

-А кто такие исследователи?

 

 

 

 

 

 

-Кто будет предметом нашего исследования?  

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос, кожа – это всё части организма, его органы.

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Повторим их.

 

 

 

- Итак, приступим.

I группе – на первом альбомном листе смешать красную и жёлтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? На третьем листе смешать красную и синюю краски. Что получится?

II группе–  В стаканах – ватные шарики, пропитанные ароматом духов, чеснока и лука. Ученики должны по запаху определить, что это.

III группе – По вкусу определить, какая вода в стаканах: простая, соленая или сладкая?

IV группе – В мешке предметы. Каждый по очереди определяет и передаёт другому.

V группе – Определить звук.

 

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…

 

 

 

 

 

-Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое, которые путем исследования получают, открывают новые знания.

 

Работа со словарём

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Человек

 

 

 

 

 

- Правила работы в группе:

1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

 

 

Анализ работы в группах.

  1. Выступление 1 группы.

Исследование органа зрения.

 

 

 

 

 

- Что еще мы можем делать  при помощи глаз?

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

-Зрение надо беречь.  Какие правила охраны зрения вы знаете? 

 

 

 

Вопрос группе:

-Какие ещё признаки помогают различать глаза?

 

 

 

 

-Чем мы можем помочь человечку?

-Ребята, оцените работу этой  группы.

 

Физминутка для глаз

Упражнение 1: Крепко закрыть глаза на 3-5 сек. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

Упражнение 2: Быстрое моргание 1-2 мин.

 

 

  1. Выступление 2 группы.

Исследование органа слуха.

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы еще можем услышать?

-Слух надо беречь.  Какие правила охраны слуха вы знаете? 

 

 

 

Вопрос группе:

-Могут  ли уши предупредить человека об опасности?

 

-Чем мы можем помочь человечку?

 

-Ребята, оцените работу этой  группы.

 

Физминутка: массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга.

 

 

  1. Выступление 3 группы.

Исследование органа вкуса.

 

 

 

 

 

 

- Какие ещё качества пищи различает язык?

 

 

Вопрос группе:

-Скажите, что нельзя пробовать на вкус?

 

 

-Чем мы можем помочь человечку?

-Ребята, оцените работу этой  группы.

 

Физминутка: вращение языком внутри рта и снаружи – для повышения тонуса.

 

  1. Выступление 4 группы.

Исследование органа обоняния. 

 

 

 

 

 

- Какие ещё запахи можем почувствовать?

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

 

Вопрос группе:

-Как нужно вдыхать незнакомые запахи?

 

 

-Может ли запах предупредить человека об опасности?

 

 

 

-Чем мы можем помочь человечку?

-Ребята, оцените работу этой  группы.

 

Физминутка: вдох в 2 раза короче выдоха. 

 

 

  1. Выступление 5 группы.

Исследование органа осязания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос группе:

-Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?

 

 

Вопрос группе:

-Как вы думаете, что вредно для кожи?

 

- А что полезно?

 

-Чем мы можем помочь человечку?

-Ребята, оцените работу этой  группы.

 

Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание смешать краски.

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

 

-Читать, смотреть телевизор.

 

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

 

-Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.

 

-Глазами  мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.

-Мы можем нарисовать ему глаза.

(оценивание работы 1 группы)

 

 

 

 

 

 

 

Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание узнать по звуку, что лежит в коробке.

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

 

-Разные звуки природы, речь, музыку.

-Содержите уши в чистоте. Сильный шум портит слух. Нельзя часто слушать громкую музыку. В холодное время года нужно надевать головной убор, чтобы не заболели уши.

-Сигнал автомобиля предупреждает о его приближении.

- Мы можем нарисовать ему уши.

(Оценивание работы 2 группы)

 

 

 

 

Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание определить какая вода в стаканах.

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы чувствовать вкус.

Научное название – орган вкуса.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

-Теплая пища, холодная, кислая, горькая…

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

-Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.

-Мы  можем нарисовать ему рот (язык).

(оценивание работы 3 группы)

 

 

 

 

- Выступает 4  группа.

У нашей группы было задание определить, какой  запах в стакане.

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить  запах.

Научное название-орган  обоняния.

-Свежей травы, цветов…

 

 

(проговаривают новое слово ОБОНЯНИЕ) (рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

 

-Нужно ладошкой нагонять запах в сторону носа, но не подносить близко к носу!

-Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.

-Мы можем нарисовать ему нос.

(Оценивание работы 4 группы)

 

 

 

 

- Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание определить, что находится в мешочке.

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме.

Научное название - орган осязания.

(проговаривают новое слово ОСЯЗАНИЕ)

(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

 

-В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.)

-Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.

-Вода, мыло, мочалка, крем.

 

-Мы можем нарисовать ему руки.

(оценивание  работы 5 группы)

 VI.Обобщающая беседа.Работа с учебником.

- Ребята, вы большие молодцы!  Все группы работали хорошо.  Вы сегодня были настоящими исследователями.

 - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока и на какие вопросы мы хотели найти ответы?

-Мы ответили на эти вопросы?

- Сколько  у человека органов чувств?

- Можем мы  теперь сказать, почему органы чувств называют нашими помощниками?

 

 

 

 

 

 

 

-Ответили

-У человека пять органов чувств.

-Органы чувств называют нашими помощниками, потому что без них мы не могли бы ничего делать. Они нам помогают видеть, слышать, нюхать, говорить, чувствовать.

-А теперь откроем учебники на  с. 58. Прочитаем.

-Скажите, мы правильно ответили на наши вопросы?

-Мы помогли нашему человечку?

– Совпал  ли наш  вывод с выводом учебника?

-Верно ли утверждение, что органы чувств - наши помощники?

-Что помогло нам в этом убедиться сегодня на уроке?

 

(один ребенок читает)

-Правильно.

-Мы помогли человечку.

-Наш вывод совпал с выводом учебника.

-Верно.

 

-Проведение опытов.

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

 

-Ребята, вы замечательно работали, были настоящими учёными-исследователями. Вы дружно работали в группах. Вы молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.

-А теперь продолжим высказывания:

- На уроке я узнал...

-Было интересно...

-Было трудно...

- Мне захотелось...

 

-А теперь, встаньте, протяните правую руку и положите на ладошку  знания, с которыми  вы пришли на урок,  протяните левую ладошку и положите на нее знания, которые вы  получили на уроке. Соедините свои знания и скажите «спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

 

- Урок окончен. Спасибо.

 

 

 

 

Рефлексия

Высказывания детей. 

 

 

 

 

 

По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

 

Источники информации:

  1.   Бут Т.  Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1 класс».- Волгоград: Учитель, 2013.- 368 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник-М.: Вентана-Граф, 2009.-192 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения-М.: Вентана-Граф, 2011.-240 с.
  4. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - М.:АСТ, 2009.-213 с.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка-М.: Оникс, 2010.-736 с.
  6. http://05-04-1959.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk/okruzhajushhij_mir/5-1-0

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: Ляйсан (11.01.2016)
Просмотров: 3077 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024