Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
по образовательной системе «Начальная школа XXI века»
Тема: «Твои помощники – органы чувств»
Автор: Сиразетдинова Ляйсан Зуфаровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский МР Туймазинский район РБ
Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
Задачи:
Образовательные задачи:
- положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
- показать роль и специфику разных органов чувств;
- расширить и углубить знания о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие задачи:
- развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
- развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать развитию творческой личности;
- прививать бережное отношение к своему организму;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
- воспитывать культуру поведения при групповой работе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
· исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
· узнать роль и специфику разных органов чувств;
- уметь объяснять значение терминов «помощник». «органы чувств»;
- работать в группе, с карточкой;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
- ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала,
· находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
· работать по предложенному плану, инструкции;
· высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Личностные УУД:
- Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
- ответственно относиться к собственному здоровью
Коммуникативные УУД:
· уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
· владеть диалогической формой речи
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Методы: беседа, наблюдение, исследование, логические рассуждения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок – исследование.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук), презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с простой, соленой, сладкой водой; 3 стакана с запахами лука, чеснока, духов; коробка с колокольчиком, мешочек с предметами внутри (ключи, карандаш, яблоко, ложка, шишка), гуашь, кисти, непроливайка, альбомные листы, карточки с заданиями, схема «Правила работы в группе», рисунок человечка, фломастеры.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская мудрость)
Ход урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность учащихся
|
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
|
-Здравствуйте, мои дорогие любители окружающего мира!
– Скажите, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
|
(диалог учителя и учащихся).
|
II.Актуализация знаний и умений.
|
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
|
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
-У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук.
|
III.Постановка учебной проблемы.
|
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
- Как, одним словом можем назвать эти органы?
|
- Если бы не было глаз, мы бы не смогли видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу. Если бы у нас не было носа, то мы не смогли бы дышать, не различали бы запахи. Рот нужен нам для еды.
Человеку нужны уши, иначе бы он ничего не слышал.
-Органы чувств
|
IV.Постановка учебной задачи.
|
- -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Какая у нас будет тема урока?
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?
-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
|
-Органы чувств
-«Органы чувств»
-Познакомиться с органами чувств.
-Узнать, как они работают.
-Почему органы чувств называют нашими помощниками?
-Для чего нам нужны органы чувств?
-Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.
|
V. Формирование новых знаний и умений. Совместное открытие знаний.
|
-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы – пять групп молодых учёных - исследователей.
-А кто такие исследователи?
-Кто будет предметом нашего исследования?
-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос, кожа – это всё части организма, его органы.
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Повторим их.
- Итак, приступим.
I группе – на первом альбомном листе смешать красную и жёлтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? На третьем листе смешать красную и синюю краски. Что получится?
II группе– В стаканах – ватные шарики, пропитанные ароматом духов, чеснока и лука. Ученики должны по запаху определить, что это.
III группе – По вкусу определить, какая вода в стаканах: простая, соленая или сладкая?
IV группе – В мешке предметы. Каждый по очереди определяет и передаёт другому.
V группе – Определить звук.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…
|
-Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое, которые путем исследования получают, открывают новые знания.
Работа со словарём
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Человек
- Правила работы в группе:
1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.
|
|
Анализ работы в группах.
- Выступление 1 группы.
Исследование органа зрения.
- Что еще мы можем делать при помощи глаз?
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
Вопрос группе:
-Какие ещё признаки помогают различать глаза?
-Чем мы можем помочь человечку?
-Ребята, оцените работу этой группы.
Физминутка для глаз
Упражнение 1: Крепко закрыть глаза на 3-5 сек. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).
Упражнение 2: Быстрое моргание 1-2 мин.
- Выступление 2 группы.
Исследование органа слуха.
- Что мы еще можем услышать?
-Слух надо беречь. Какие правила охраны слуха вы знаете?
Вопрос группе:
-Могут ли уши предупредить человека об опасности?
-Чем мы можем помочь человечку?
-Ребята, оцените работу этой группы.
Физминутка: массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга.
- Выступление 3 группы.
Исследование органа вкуса.
- Какие ещё качества пищи различает язык?
Вопрос группе:
-Скажите, что нельзя пробовать на вкус?
-Чем мы можем помочь человечку?
-Ребята, оцените работу этой группы.
Физминутка: вращение языком внутри рта и снаружи – для повышения тонуса.
- Выступление 4 группы.
Исследование органа обоняния.
- Какие ещё запахи можем почувствовать?
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
Вопрос группе:
-Как нужно вдыхать незнакомые запахи?
-Может ли запах предупредить человека об опасности?
-Чем мы можем помочь человечку?
-Ребята, оцените работу этой группы.
Физминутка: вдох в 2 раза короче выдоха.
- Выступление 5 группы.
Исследование органа осязания.
Вопрос группе:
-Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?
Вопрос группе:
-Как вы думаете, что вредно для кожи?
- А что полезно?
-Чем мы можем помочь человечку?
-Ребята, оцените работу этой группы.
|
Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание смешать краски.
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
-Читать, смотреть телевизор.
(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
-Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.
-Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.
-Мы можем нарисовать ему глаза.
(оценивание работы 1 группы)
Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание узнать по звуку, что лежит в коробке.
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
-Разные звуки природы, речь, музыку.
-Содержите уши в чистоте. Сильный шум портит слух. Нельзя часто слушать громкую музыку. В холодное время года нужно надевать головной убор, чтобы не заболели уши.
-Сигнал автомобиля предупреждает о его приближении.
- Мы можем нарисовать ему уши.
(Оценивание работы 2 группы)
Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание определить какая вода в стаканах.
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы чувствовать вкус.
Научное название – орган вкуса.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
-Теплая пища, холодная, кислая, горькая…
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
-Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.
-Мы можем нарисовать ему рот (язык).
(оценивание работы 3 группы)
- Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание определить, какой запах в стакане.
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запах.
Научное название-орган обоняния.
-Свежей травы, цветов…
(проговаривают новое слово ОБОНЯНИЕ) (рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
-Нужно ладошкой нагонять запах в сторону носа, но не подносить близко к носу!
-Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.
-Мы можем нарисовать ему нос.
(Оценивание работы 4 группы)
- Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание определить, что находится в мешочке.
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме.
Научное название - орган осязания.
(проговаривают новое слово ОСЯЗАНИЕ)
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
-В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.)
-Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.
-Вода, мыло, мочалка, крем.
-Мы можем нарисовать ему руки.
(оценивание работы 5 группы)
|
VI.Обобщающая беседа.Работа с учебником.
|
- Ребята, вы большие молодцы! Все группы работали хорошо. Вы сегодня были настоящими исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока и на какие вопросы мы хотели найти ответы?
-Мы ответили на эти вопросы?
- Сколько у человека органов чувств?
- Можем мы теперь сказать, почему органы чувств называют нашими помощниками?
|
-Ответили
-У человека пять органов чувств.
-Органы чувств называют нашими помощниками, потому что без них мы не могли бы ничего делать. Они нам помогают видеть, слышать, нюхать, говорить, чувствовать.
|
-А теперь откроем учебники на с. 58. Прочитаем.
-Скажите, мы правильно ответили на наши вопросы?
-Мы помогли нашему человечку?
– Совпал ли наш вывод с выводом учебника?
-Верно ли утверждение, что органы чувств - наши помощники?
-Что помогло нам в этом убедиться сегодня на уроке?
|
(один ребенок читает)
-Правильно.
-Мы помогли человечку.
-Наш вывод совпал с выводом учебника.
-Верно.
-Проведение опытов.
|
VII. Итог урока. Рефлексия.
|
-Ребята, вы замечательно работали, были настоящими учёными-исследователями. Вы дружно работали в группах. Вы молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.
-А теперь продолжим высказывания:
- На уроке я узнал...
-Было интересно...
-Было трудно...
- Мне захотелось...
-А теперь, встаньте, протяните правую руку и положите на ладошку знания, с которыми вы пришли на урок, протяните левую ладошку и положите на нее знания, которые вы получили на уроке. Соедините свои знания и скажите «спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
- Урок окончен. Спасибо.
|
Рефлексия
Высказывания детей.
По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
|
Источники информации:
- Бут Т. Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1 класс».- Волгоград: Учитель, 2013.- 368 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник-М.: Вентана-Граф, 2009.-192 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения-М.: Вентана-Граф, 2011.-240 с.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - М.:АСТ, 2009.-213 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка-М.: Оникс, 2010.-736 с.
- http://05-04-1959.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk/okruzhajushhij_mir/5-1-0
|