Понедельник, 29.04.2024, 22:15        Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
                                                                 
                                          Сайт учителя начальных классов

<>                                         Сиразетдиновой Ляйсан Зуфаровны
                                                        
          
HTML формы

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы » Окружающий мир

Урок окружающего мира "Органы чувств" (4 класс)


Тема урока: «Органы чувств»

Цель:  углубить и расширить знания  детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир.

Задачи:

1.      уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеет зрение;

2.     расширить знания учащихся об укреплении своего здоровья;

3.     ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения;

4.      прививать навыки сохранения здоровья;

5.      развивать умение работать с учебным текстом;

6.      воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

- Что приводит в движение организм? (скелет и мышцы)

-Какие органы составляют нервную систему?(чувствительные клетки, головной и спинной мозг, нервы)

-Какая система очищает кровь от отходов жизнедеятельности организма и выводит избыток воды? (выделительная)

-Из каких органов она состоит?( почки, мочеточники, мочевой пузырь)

-Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Какую функцию выполняют органы кровообращения?(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)

- Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды)

- При помощи, каких органов происходит дыхание?(при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания.(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

2. Сообщение темы и целей.

- А наш урок мы начнём со стихотворения.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать,

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)

- Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке..

3. Изучение нового материала.

- Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (глаза)

Задание 1.

- Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)

- За то, что глаз круглый и плотный его назвали "глазным яблоком".

- Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная - это радужка.)

- Какого цвета радужка у Светы? У Насти?

- Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)

Глаз подобен фотоаппарату, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой- нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет. Количество света регулируется радужной оболочкой (это цветная часть глаза).

За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик проецирует на сетчатку внутренней стенки глаза. Поскольку световые лучи в глазе пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Как предмет выглядит в действительности помогает понять мозг.

Задание 2.

- Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю?

- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?   (мяч)

- Какой он формы?- Какого размера?- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте?     (глаза)

- Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.

Задание 3.

- Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками - верхним и нижним, ресницами, бровями)

Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.

-" Глаза, словно окна в мир". Почему так говорят?

- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?

Памятка "Береги зрение”

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут надо давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана   телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуясь чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Зарядка для глаз.

1. "Движение глазами за полётом бабочки".

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.

2."Моргание".

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

 

 

Уши - орган слуха.

Один говорит,

Двое глядят,

А они слушают. (Уши)

- На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Задание 1.

- Проведём следующий опыт: закройте глаза.(учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло?

- Продолжаем опыт.(учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?- Как вы догадались?   (услышали)

- Какой орган вам в этом помог?   (уши)

- Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал.

Памятка "Береги слух”

1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку, и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Кожа- орган осязания.

 

Зимой бывает вся в мурашках,

А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

Задание 1. (рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа?

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

Задание 2.

- Что можно "увидеть" с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

Игра "Волшебный мешочек".

- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий и участвует в процессе осязания. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами

находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение. Это свойство коже придают пролегающие в ней маленькие нервные окончания - волосяные луковицы из которых растут волосы. Важная задача кожи — противостоять угрозе для нашего тела. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость.

- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа.

- Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)

- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Нос- орган обоняния.

- Что значит "обонять"? (чувствовать запах)

- Проведём эксперимент.

Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).

- Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

 ( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)

- О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

- Чем важен для человека орган обоняния?

Правила охраны органа обоняния

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.          

  Орган вкуса

Всегда он в работе,

Когда говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)

- Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как с органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

 Опыт

(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

- Какие ещё качества пищи различает язык?(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт:

представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Игра "Угадай по вкусу".

- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).

- Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи; пища должна быть не очень горячей - обжигая язык - мы почти не чувствуем её вкуса)

5. Закрепление пройденного.

Природоведческий диктант

  Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.

 1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза). (кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств) (Слайд 12.)

Проверочный тест: «Органы чувств»

ГЛАЗА                     ОРГАН ОБОНЯНИЯ

УШИ                       ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

6. Итог урока.

- Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

7. Домашнее задание.

Стр. 132-135, пересказ;  памятки прочитать ещё и пользоваться правилами в своей жизни; рабочая тетрадь.       

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: Ляйсан (27.10.2013)
Просмотров: 17189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024