ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
1 КЛАСС
Тема "Нас окружает удивительный мир" (урок № 1)
№ урока
|
Тема урока
|
Основное содержание
|
Методы и приемы
|
1.
|
Нас окружает удивительный мир
|
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира
|
Речевая разминка. Закончи предложение.
Работа с иллюстративным материалом и беседа "Что нас окружает" (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию "Объединим предметы в группы", дидактическая игра "Назовем объекты природы". Выполнение заданий в рабочей тетради.
|
Методический комментарий
Первый урок - весьма ответственный для воспитания интереса и положительного отношения детей, только вчера начавших обучение в школе, к урокам "Окружающего мира". Поэтому урок нужно провести интересно, динамично с использованием интересных игр и наглядного материала. И конечно, дети впервые знакомятся с учебником и рабочей тетрадью.
В первом классе первым структурным элементом урока является речевая разминка. Выше говорилось о ее достоинствах, а в тематическом планировании дается примерное содержание речевых разминок на каждом уроке в первом классе.
Речевая разминка может быть такой:
Закончи предложения.
Пирамидка разноцветная, а шарик __________.
Шарик ____________, а вишня _____________.
Вишня _____________, а яблоко _____________.
Яблоко _____________, а лимон _____________.
Как видно, цель речевой разминки - развитие активного словаря учащихся, определение их умения давать цветовую характеристику объектам окружающего мира. Конечно, вы скажете детям, что каждый урок "Окружающего мира" будет начинаться речевой разминкой. Разминка – это упражнения перед большой и серьезной тренировкой. Мы тоже будем упражняться, развивать свою речь. Вот сегодня мы будем учиться слушать предложения и заканчивать их, подбирая необходимое слово.
Цель следующих структурных элементов урока: уточнить понятие "окружающий мир", обобщить и систематизировать имеющийся у первоклассников опыт общения с природой, другими людьми, знания об общественных явлениях. Реализовать эту цель вам поможет рассматривание иллюстраций на тему "Этот удивительный мир": ярких, необычных явлений и объектов природы, портретов людей, известных архитектурных сооружений ( например, Красная площадь, соборы Москвы, Смоленска, Казани и др.). Для развития умения классифицировать объекты окружающего мира подойдут упражнения и игры типа "Назови только объекты природы", "Что сделано руками человека?", "Живая и неживая природа". Они помогут вам определить уровень представлений ваших учеников об областях окружающего мира и наметить способы корректировки, уточнения и систематизации имеющегося у детей опыта.
Рисунок-схема, которая дана в учебнике (с.4), даст детям возможность представить окружающий нас мир на простом классификационном уровне: все, что нас окружает, можно представить в виде четырех групп: "неживая природа", "живая природа", "объекты (предметы)", "человек (люди)". В зависимости от общего уровня готовности первоклассников к решению интеллектуальных задач можно уже на этом уроке задавать "провокационные" вопросы. Например, "Почему солнце называют объектом неживой природы? Ведь оно движется по небу, улыбается нам, играет с нами в прятки (прячется за тучки)." "А почему ветер – объект неживой природы? Ведь он шумит, воет, ломает ветки" и т.п.
Не нужно спешить исправлять детские высказывания. Дайте возможность ответить всем желающим. Оставьте какой-то вопрос без ответа, пообещайте, что, изучая предмет "окружающий мир", мы многое узнаем и со временем ответим на все возникающие у нас вопросы. Использование приема "провокации" позволит вам уже на первом уроке выделить детей наиболее активных, мыслящих, эрудированных – на них вы и будете опираться в дальнейшем.
Скачать (doc)
|