ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Во второй части учебника для 2 класса материалы по ознакомлению с окружающим миром объединены в раздел «Мы – жители Земли». Второклассники изучают природу нашей Родины, знакомятся с ее растительным и животным миром, получают первые представления о природных сообществах. На первом уроке обратите внимание на обращение автора к читателям. Ее слова: «Изучая «Окружающий мир», ты многое узнаешь о природе нашей страны и сможешь взглянуть на нее совсем по-другому – глазами умного, доброго и справедливого человека» - станут мотивом изучения этого предмета во втором полугодии. Рассмотрите форзацы. Они служат иллюстрацией к учебному материалу: первый форзац показывает разнообразие представителей мира животных на нашей планете, а второй – мира растений.
Тема «Твое первое знакомство со звездами» (уроки № 1 - 3)
№
уро-ка
|
Тема урока
|
Основное содержание
|
Методы и приемы
|
1. (35)
|
Солнечная
"семья"
|
Звезды имеют разный цвет. Солнце – глава большой Солнечной «семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох.
|
Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?»
Работа с текстом и схемами учебника.
Работа с рубрикой «Картинная галерея»
|
2. (36)
|
Земля - планета Солнечной системы
|
Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.
|
Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?».
Обсуждение результатов наблюдений Луны.
Опыт «Солнце-Луна-Земля».
|
3. (37).
|
Глобус – модель Земли
|
О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?
|
Практическая работа с глобусом
|
Методический комментарий
Конечно, второклассники имеют общие представления о небе, звездах, Солнце. Наверное, в классе найдутся ребята, которые расскажут то, чего не знают их сверстники. Поэтому урок №1 (35) целесообразно начать с рассуждения на тему «Почему люди смотрят на небо?». Пусть дети выскажут свое мнение о том, почему люди так любят смотреть на звездное ночное небо, пишут стихи о солнце и звездах, сочиняют «звездную» музыку. В результате учебного диалога второклассники поймут, что человек отличается от всех других живых существ нашей планеты способностью удивляться, восхищаться, проявлять любознательность и фантазию.
В записную книжку учителя
В произведении Герберта Уэллса «Это было в каменном веке» писатель высказал такое мнение: «Ни одно животное не станет смотреть вверх… Только это нелепое создание – человек – тратит время попусту, глазея на небо». Тысячи лет подряд, ночуя у костра и глядя в небо, человек познавал пространство и его законы: почему Солнце похоже на вечно горящий костер; как оно перемещается по небу; почему звезды восходят в одном и том же месте горизонта, а вот Луна меняет свои точки восхода и захода. Законы неба познавали в разные столетия мореплаватели и земледельцы, скотоводы и охотники. Астрологи по звездам определяли судьбу человека и целых государств. Каждый примечал для себя то, что помогало ему не только выполнять трудовую деятельность, но и развивать свой ум и воображение. Об изменении положения Солнца на небосводе говорится даже в Библии. В Ветхом Завете, в книге Иова, сказано, что утро наступает не в одно и то же время, и заря тоже меняет свое положение на горизонте: «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?», – спрашивает автор читателя.
Дети с удовольствием придумают фантастические истории про звездное небо. Задание формулируется так: «Ты, конечно, тоже разглядываешь ночное звездное небо. Что тебе представляется? О чем ты думаешь? Придумай фантастическую историю о звездном небе.
Предложите учащимся поработать с текстами учебника (ч.2, с. 6 - 11) и ответить на следующие вопросы: "Чем звезда отличается от других небесных тел? какого цвета бывают звезды? что такое «солнечная семья»? что расскажут о Солнце люди разных профессий (астроном, земледелец, моряк, художник, поэт, путешественник)? "
В записную книжку учителя
«Солнце постоянно совершает свои обороты: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, покидает ее во власть холоду в осенние и зимние месяцы. «Где же бывает оно ночью? – спрашивал себя древний человек. – Куда скрываются его животворящие лучи в зимнюю половину года?» Фантазия творит для него священное жилище, где божество это успокаивается после дневных трудов и где скрывает свою благодатную силу зимою. По общеславянским преданиям благотворное светило дня, красное солнце, обитает на востоке – в стране вечного лета и плодородия, откуда разносятся весною семена по всей земле; там высится его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду».
Поработайте со схемами (учебник, ч. 2, с. 9-10). Дети получат общие представления о геоцентрической и гелиоцентрической теории (естественно, эти термины вы ребятам давать пока не будете). Эту схему дети могут в виде аппликации повторить на классной доске или на отдельном плакате. Обращение к нему во внеурочное время даст учащимся возможность хорошо запомнить расположение планет, их названия и отдаленность каждой от Земли и Солнца. По разной величине и цвету моделей планет, представленных на плакате, можно судить о сравнительной величине разных планет по сравнению с Землей. Например, самая большая планета Солнечной системы - Юпитер,его называют гигантом. Нептун – царство холода; Сатурн – красавец, окруженный кольцами; Венера – самая яркая планета и т.д.
В записную книжку учителя
Знакомясь с авторской методикой обучения детей "Окружающему миру", вы уже обратили внимание на культурологический принцип ее построения: учебный материал, который вы предлагаете младшим школьникам, не только должен формировать те знания и умения, которыми дети должны овладеть согласно программе обучения, но и развивать общую культуру и эрудицию ребенка, расширять его кругозор, обогащать его знания о , возникновении науки, роли искусства в жизни людей и многом другом. Подчеркнем, что эти сведения не являются обязательными, но создают особый фон обучения, углубляющий и расширяющий познавательный интерес учащихся. Вот таким материалом в обсуждаемой теме является рассказ о жизни и труде великого Коперника. Небольшой текст об этом ученом и его открытии есть в учебнике (ч.2, с.11).
Самым сильным увлечением Николая Коперника – жителя польского городка Торунь - была астрономия. Он не пропускал ни одной звездной ночи, наблюдал за движением звезд. Проводя математические расчеты, он понял, что существующие представления людей о небесных светилах не верны. Земля – не центр Вселенной, как считал древнегреческий ученый Птолемей, создавший геоцентрическую теорию («гео» – в переводе с греческого – «земля»), а все планеты вращаются вокруг Солнца. Так родилась гелиоцентрическая теория («гелиос» – «солнце»).
Копернику исполнилось 66 лет. Он был болен, но продолжал работать. Его главная книга жизни «О вращениях небесных тел» была почти закончена, но ученый остерегался ее публиковать: он опасался, что его поймут немногие, а католическая церковь предаст его суду инквизиции.
«Время его последней болезни почти совпадает с появлением из-под типографского станка бессмертного его творения… За несколько часов до его смерти принесли ему экземпляр только что отпечатанного его сочинения… Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его были уже далеко…» – так писал биограф Коперника о последних часах его жизни.
По Коперника говорили: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю!».
Завершит урок работа с рубрикой «Картинная галерея» (учебник, ч.2, с.12). Обратите внимание детей на то, в какой позе изобразил художник ученого, о чем думает великий астроном, какие предметы его окружают, в какое время суток создан этот портрет Коперника.
Предложите детям домашнее задание: в ясную погоду с помощью бинокля понаблюдать за Луной, обратить внимание на ее поверхность.
Скачать (doc)
|