Начальная школа ХХI века
Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе
Математика
1
класс
Методический комментарий
Планирование
учебного материала
Тема
|
Номера
уроков
|
Страницы
учебника
|
Сравниваем
Слева направо. Справа налево
Знакомимся с таблицей
Сравниваем ..........................
Числа и цифры.......................
Числа и цифры.......................
Конструируем ........................
Готовимся выполнять сложение ........
Находим фигуры.....................
Вправо. Влево.......................
Готовимся выполнять вычитание .......
Сравниваем .........................
Готовимся решать задачи.............
Складываем числа ...................
Вычитаем числа .....................
Числа и цифры......................
Число и цифра 0....................
Измеряем длину в сантиметрах .......
Увеличение и уменьшение числа на 1 .. Увеличение и уменьшение числа на 2 ..
Число 10 ...........................
Измеряем длину в дециметрах........
Знакомимся с многоугольниками......
Знакомимся с задачей ...............
Решаем задачи......................
Числа от 11 до 20...................
Измеряем длину в дециметрах
и сантиметрах ............................
Составляем задачи ..............
Числа от 1 до 20 ................
Готовимся выполнять умножение
Составляем и решаем задачи
Числа от 1 до 20................
Умножаем числа ................
Решаем задачи..................,
Верно ли, что...? .................
Готовимся выполнять деление .....
Делим числа .....................
Сравниваем ......................
Работаем с числами ..............
Решаем задачи...................
Складываем и вычитаем числа.....
Умножаем и делим числа .........
Решаем задачи разными способами
Вспоминаем пройденное ...................
|
1,2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13, 14
15, 16
17
18
19
20
21, 22
23
24
25
26
27
28
29, 30
31, 32
33
34
35
36, 37
38
39
40, 41
42, 43
44
45
46, 47
48
49
50
51, 52
53
54
|
4 – 7
8, 9
10, 11
12 – 15
16, 17
18, 19
20, 21
22, 23
24, 25
26, 27
28, 29
30 - 35
36 – 39
40- 43
44, 45
46- 49
50, 51
52 – 55
56, 57
58, 59
60, 61
62, 63
64, 65
66, 67
68- 71
72- 77
78, 79
80, 81
82, 83
84 – 87
88, 89
90- 91
92- 95
96 -99
100, 101
102 -103
104 -107
108, 109
110, 111
112, 113
114-117
118, 119
120, 121
122-126
|
Урок № 1.
Тема урока
|
Примерная структура урока
|
Формирование первоначальных представлений о множествах. Сравнение и классификация элементов множества.
Обозначение фишкой каждого элемента множества ( моделирование)
|
1. Выявление сходства и различия в предметах (учебник с. 4).
2. Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой (учебник № 3, с.5); рисование фишек (тетрадь «Математика» №1, с. 3).
3.Классификация элементов множества. Выделение элементов множества (учебник № 4, с. 5; тетрадь с.4).
|
Первый урок математики учитель может начать с небольшого вступления, в котором рассказать о том, для чего важно уметь считать, писать цифры, решать разные задачи. Вступление может быть примерно таким:
«Математику в школе учили ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. Они стали разными специалистами: врачами, конструкторами, писателями, артистами, но выполнять расчеты, записывать числа, рассчитывать время нужно всем. Математика учит размышлять, следовать алгоритмам, чтобы достичь верного результата, перебирать разные способы решения, чтобы найти верный, – всё это помогает научиться мыслить и вырасти достойным и умным человеком.
А теперь мы рассмотрим наш учебник, который поможет на сделать первые шаги в математике.»
На полях: Работа в учебнике
1. Выявление сходства и различия в предметах. Сравнение рисунков в парах ( постройки из кубиков; паровозики; бусы). Разные способы сравнения: снизу вверх; слева направо; начиная с определённого элемента в заданном направлении)
Задания:
1) сравнить рисунки построек из кубиков (с.4), начиная снизу: чем они похожи и чем они различаются;
2) сравнить паровозики, начиная слева (дым из трубы, цвет вагона, шторки);
3)сравнить бусы, начиная от бантика и двигаясь по кругу справа налево;
4)сравнить два рисунка: найти семь различий. 5)объяснить, как будете проводить сравнение.
На полях: На заметку учителю.
Если при рассматривании рисунков о собаке возникнут трудности, можно задать следующие вопросы: 1.Чем различаются ветки, изображенные на левом и правом рисунках? Или они одинаковые? 2.Есть ли различия в рисунках собаки? Или они одинаковые? 3.Что получила собака на обед? 4.Сколько досок забора видно на левом рисунке; сколько на правом? Следует дать возможность высказаться как можно большему числу детей.
На полях: Если позволяет время
Можно предложить детям ответить на более сложные вопросы: Например: "Что нужно сделать, чтобы правый рисунок о собаке стал таким же, как левый? Что нужно сделать, чтобы левый рисунок о собаке стал таким же, как правый?»
На полях: Работа в тетради.
1. Самостоятельное сравнение рисунков (с. 3, вверху страницы).
Задания:
1)сравнить рисунки; отметить знаком ü на рисунке справа ещё шесть отличий;
2)объяснить, как провести сравнение.
На полях: На заметку учителю.
При ответе на 2-й вопрос вспомните с учащимися разные способы сравнения: сверху вниз; слева направо; начиная с определённого элемента в заданном направлении: начало дороги на рисунке, по которой двигалась машина.
На полях: Работа в учебнике
2. Введение понятия "столько, сколько". Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование). (Обозначить фишкой – положить под предметом одну фишку.)
Задания:
1)взять из набора фишки красного цвета и выложить столько, сколько детей на рисунке ( с. 5 №3) Что обозначает каждая фишка красного цвета?
2) взять из набора фишки желтого цвета и выложить столько, сколько на рисунке девочек. Сколько девочек? Сколько фишек?
На полях: На заметку учителю.
Набор «Фишки» незаменимый помощник учителя в обучении детей, особенно в первом полугодии. Без него невозможно научить детей моделированию – замещению реальных предметов как по рисункам учебника, так и в заданиях, которые учитель формулирует устно, например, «задачи в стихах». Вас не должно смущать, что это «работа для дошкольников». Моделирование – это способ работы, которым учащиеся должны хорошо овладеть и применять его в стандартных и нестандартных ситуациях в ходе изучения математики в 1-м классе.
3. Классификация элементов множества. Выделение элементов множества.
Задания:
1)рассмотреть рисунок комнаты (с.5 №4). 2)подумать, как можно распределить предметы;
3)ответить на вопросы: «Можно ли книжную полку отнести к предметам мебели? Можно ли сказать, что конь-качалка – предмет мебели?»
3)назвать (показать) каждую игрушку.
На полях: На заметку учителя
Учитель должен обратить внимание на способ действия: чтобы показать "каждый" (один) предмет, следует лишь слегка дотронуться до этого предмета на рисунке концом указки.
На полях: Работа в тетради
2.Обозначение фишкой (рисование круга) каждого элемента множества (моделирование) (с. 3)
Задания:
1)найти самолет, который расположен на рисунке левее всех;
2)рассмотреть стрелку, которая проведена вниз от самолёта и круг, который нарисован тонкой линией.
3)обвести круг;
4)нарисовать круг (фишку) под каждым самолётом.
5)ответить на вопросы: «Как одним словом назвать тех, кто нарисован на следующем рисунке? Что общего у птиц, расположенных внизу страницы? Чем отличаются они друг от друга? Как вы думаете, какое задание надо выполнить?»
6)нарисовать столько фишек, сколько птиц на рисунке;
7)ответить на вопросы: «Сколько фишек вы нарисовали? Сколько птиц?»
На полях: На заметку учителя
Во время выполнения второго задания важно пояснить учащимся, что каждый круг обозначает один предмет; что круги могут получаться не совсем красивыми, это сейчас не главное; мы будем называть их фишками; важно под каждым самолетом нарисовать круг (фишку). После этого задать вопросы: Сколько фишек вы нарисовали? Сколько самолетов на рисунке?
3. Классификация элементов множества. Выделение элементов множества. Обозначение множества замкнутой линией
Задания:
- рассмотреть рисунок на странице 4.
- определить, что находится внутри замкнутой линии?
- поставить точку на линию точку и обведите еще раз замкнутую линию, вернувшись в эту же точку.
- ответить на вопрос: «Можно ли внутрь полученного «кольца» добавить другой предмет, например, яблоко?»
5)назвать, какие ещё предметы нарисованы на этой странице;
6)объяснить, вокруг каких предметов на этой странице можно провести замкнутую линию;
7)провести карандашом линию так, чтобы получилось «кольцо».
8)рассмотреть посуду на странице внизу.
9)провести замкнутую линию так, чтобы все предметы, которые можно назвать «посуда» были внутри этого «кольца».
|